Кратко о происхождении Персонологии.
Косвенные
данные говорят о том, что умением «читать лица» обладали еще жители
Древнего Египта. Но древнеегипетская цивилизация не оставила об этом
искусстве прямых письменных свидетельств, и сейчас принято считать
истинными родоначальниками физиогномики народы Востока.
Восточное
искусство определения судьбы человека по чертам его лица известно уже
более трех тысяч лет. В Китае его основателем считается даосский мудрец
по прозвищу Гуйгу-цзы (в переводе с китайского — «учитель из долины
оборотней»), который отличался поразительным мастерством
физи-огномиста. Перу этого автора принадлежит самое раннее из имеющихся
на данный момент классическое произведение о предсказании судьбы —
«Детальный анализ лица». У Гуйгу-цзы было много последователей и
продолжателей его дела.
Уже
во времена Конфуция искусство чтения лиц Сян Миэн (по другим трактовкам
— Сианг Мин), достигло полного расцвета. Эти знания считались
священными, ревностно охранялись служителями культа как великое
сокровище, передавались через поколения от учителя к ученикам и
доступны были только высшим правителям, наделенным неограниченной
властью. Такая ситуация определяла основное направление мысли
древневосточных физиогномистов. В первую очередь они искали на лицах
соотечественников признаки, свидетельствующие об принадлежности
человека к правящей элите. Историки и писатели Древнего Китая очень
подробно излагали свои наблюдения. По их описаниям можно понять, что
основными признаками высокородства тогда считались различные
генетические аномалии. Например, у императора Ю (более 2000 лет до н.
э.) было по три отверстия в каждом ухе; у правителя Вэня, основателя
династии Чжоу, — по два соска на каждой груди; император Сунь,
наследник императора Яо, родился с двумя зрачками в каждом глазу.
Древние источники утверждают, что у императора Лю Бэя и императора Ву
из династии Цзинь были такие длинные руки, что в положении стоя они
ладонями касались своих колен. Такие же длинные руки были и у
императора Тай Чжу, правившего в период поздней династии Чжоу. А первый
министр императрицы Ву Изэтян, Ли Цяо, по свидетельствам летописцев,
вообще дышал через уши.
Что
из свидетельств китайских историков о необычных чертах своих
императоров правда, а что выдумка, сейчас уже не установить.
Единственное, что можно сказать с уверенностью: первейшее из
направлений исследований древневосточных физиогномистов — это поиски
на лицах знаков высшей власти. И те черты, которые на Западе
воспринимались как уродство, достойное лишь демонстрации в ярмарочных
балаганах, на Востоке считались уделом избранных, свидетельством
милости небес.
Не
меньше, чем признаки властителей, древних китайцев интересовали
финансовые возможности человека и продолжительность его жизни. Эти три
направления считались основными, хотя кроме них в понятие
«предсказание судьбы» входило еще множество других вопросов — здоровье
в разные периоды жизни, отношения с правосудием, семейная
обустро-енность и т. п. Большое значение имели предсказания отношений
с родителями, детьми, братьями и сестрами. Считалось, что человек с
длинными, красивыми и блестящими бровями будет иметь много сестер и
братьев, с которыми будет прекрасно ладить, а человек с неровными
тонкими бровями будет иметь мало сестер и братьев, да и с теми будет
ссориться из-за наследства. Даже последовательность отбытия
родственников в мир иной китайские физиогномисты считали
предопределенной и читаемой на лице. Так, некоторые авторы
утверждали, что если у человека верхняя губа длиннее нижней, то его
отец умрет прежде матери, а если нижняя губа длиннее верхней, то первой
умрет мать. Причем для подтверждения истинности своих утверждений
древнекитайские источники приводят, как правило, один-два примера,
считая их вполне достаточными для принципиальных выводов.
Общая
цель древневосточной физиогномики — предсказание судьбы. Для
достижения этой цели, для точного определения жизненного пути, в
восточном искусстве имеет значение ВСЕ. В буквальном смысле этого
слова. Нет ни одной черты лица, которая не влияла бы на выводы
восточного предсказателя.
Попробуем
только перечислить небольшую часть параметров, подлежащих
обязательному определению и интерпретации в китайской физиогномике. К
ним относятся:
· этническое происхождение (из какой части Китая этот человек);
· пол и возраст человека;
· тип лица, форма лица, части лица и их соотношение; а структура лица, отдельные органы, их комплексное сочетание и гармоничность;
· цвет всего лица, цвет отдельных частей, цвет «точек соответствия»;
· всесторонняя
и развернутая оценка двадцати ключевых позиций («трех частей», «пяти
гор» и «двенадцати дворцов»), взаимное влияние этих позиций, оценка
различных сочетаний;
· взаимовлияние
пяти основных элементов (дерева, огня, воды и металла), влияние
каждого из этих элементов на каждую из вышеперечисленных позиций;
· внешнее сходство с каким-либо животным;
· косвенные факторы: голос, мимика, жесты;
· время года и время суток, когда проводится исследование;
· соответствие
частей лица и черт лица географическим точкам и временам года
(например, лоб соответствует югу и лету, рот — северу и зиме),
соотношение этих соответствий, их разносторонняя оценка.
· соответствие
определенных точек на лице (их свыше ста штук) определенному возрасту,
который приписывается им древними толкователями. Причем сама точка
кроме соответствия возрасту, ни о чем не говорит, ее значение
предсказатель должен УГАДАТЬ, оценивая увиденное как «благоприятный» или «неблагоприятный» знак.
Для
каждого из всех этих признаков обязательны оценки значений: признак
может быть хорошим или плохим, благоприятным или неблагоприятным.
Согласитесь, список впечатляет. Мало того, КАЖДЫЙ из
перечисленных параметров имеет еще и подразделы. Одних только видов
глаз восточные физиогномисты различают более сорока. А если еще
добавить, что значение любого знака способно изменить влияние на
судьбу любого другого знака, становится очевидным тот факт, что
одновременно учесть и объективно оценить все факторы не представляется
возможным. Рассуждения некоторых современных авторов физиогномических
трактатов о том, что этой системой в полной мере может овладеть любой
упорный человек, выглядят по меньшей мере несерьезными.
Необходимо
честно признать, что подлинная китайская физиогномика, исходящая из
толкований древних мудрецов и обязывающая учитывать влияние «всего на
все», это, скорее, искусство гадания, основанное на врожденном
таланте, подобном ясновидению Ванги и Нострадамуса, а вся
вышеперечисленная масса признаков является лишь словарем терминов,
основой для предсказаний. «Когда не знаешь слов, нечем познавать
людей», — утверждал Конфуций.
Образная
условность многих утверждений, иносказательность и размытость
большинства формулировок дает возможность любому псевдопрорицателю
подогнать свои «предсказания» под реальную ситуацию. Объективный
исследователь не может в этом случае проверить истинность выводов.
Можно
с уверенностью сказать, что человек, предсказывающий судьбу пользуясь
искусством китайской физиогномики, либо обладает незаурядными
паранормальными способностями, либо является изрядным шарлатаном.
Европейского
читателя, пожелавшего воспользоваться многочисленными пособиями и
самостоятельно разобраться во всех хитросплетениях восточного искусства
физиогномики, ждет разочарование: дело в том, что все выводы и
заключения древних мудрецов касаются только восточного (китайского)
типа лица. В отношении европейских лиц эти критерии неприменимы.
Большинство
авторов, пропагандирующих сегодня мудрость восточных физиогномистов,
упоминают об этом факте вскользь, ненароком, а то и вовсе обходят его
вниманием.
Таким
образом, для европейца восточное искусство чтения лиц представляет
слишком мало практической ценности, поэтому вполне достаточно только
ознакомиться с ним, не вдаваясь в подробности.
Между
тем на Западе вот уже более двух тысяч лет существует свое собственное
искусство физиогномики, которое сильно отличается от восточного и
имеет свои законы и принципы.
|